Только за первый квартал 2019 года Facebook получила около 14.9$ млрд от продажи рекламы. YouTube за 2019 — заработал 15.1$ млрд, а весь Google (точнее их материнских холдинг Alphabet) – 161.8$ млрд.
К чему это?
К тому, что любые крупные сети (включая наши Яндекс, Мейл.ру) живут с продажи рекламы. Чтобы реклама приносила больше — они используют самые разные методы. В том числе и «подслушивание» пользователей через их же смартфоны — чтобы показывать вам рекламу о тех товарах, про которые вы говорите.
Можете провести простой эксперимент: в течение 1-2 дней рядом с телефоном (можно даже заблокированным, главное — чтобы был включен wi-fi или мобильный Интернет) произносите какое-то слово, которое обычно вы не упоминаете. Например — «дрель» (если только вы не строитель), или «мужские туфли», или «корм для собак». И через несколько дней обратите внимание на содержимое рекламных объявлений в Гугле и ФБ: появятся ли там подходящие товары?
Неизвестно точно, как вообще все это работает: какие именно приложения собирают инфу (тут больше всего подозрений вызывают FB, Instagram и непосредственно Google), как часто они это делают (регулярно или по графику, или вообще срабатывают по определенным словам-триггерам), где хранится собранная инфа, и как она может быть использована в будущем. Также неизвестно, собираются ли таким способом более «опасные» данные: личная информация (например, о диагнозе болезни), платежные данные, номера телефонов, адреса. Или не только личные: например, разговоры политиков, юристов, журналистов, топ-менеджеров крупных компаний.
Кстати, кроме телефонов «следить» за пользователями могут и другие устройства. Например, в США (по данным Princeton IoT Inspector) это делают и «умные» ТВ как минимум производителей Samsung, LG, TCL и Vizio. Они делают снимок экрана, и отправляют его на обработку. Так компании понимают, что смотрит пользователь, а значит — что его интересует, и какую рекламу ему можно показать.
Что самое интересное: формально все это в рамках закона, поскольку мы сами даем согласие на прослушку и обработку данных, ставя галочки в пользовательских соглашениях, не читая их. Хотя даже если прочитаем — все равно придется ставить, или не пользоваться нужным приложением.
В тему: 10 действий, после которых «Сбербанк» блокирует карты и замораживает деньги клиентов