Современные технологии дают многим компаниям впечатляющие возможности для шпионажа за своими клиентами. Поисковики сохраняют запросы из вашего браузера, социальные сети свободно получают доступ к телефонной книге, а сотовые операторы и вовсе могут отслеживать почти каждый наш шаг. Какую еще информацию они собирают и зачем это нужно? Рассказываем.
Базы данных на абонентов
Кто владеет информацией — тот владеет миром. Мобильные операторы придерживаются этого принципа как никто другой, и скрупулезно собирают все возможные данные своих абонентов. Кто звонит, куда, с какой продолжительностью, сколько отправляет SMS, как часто пользуется интернетом, как много трафика расходует каждый месяц и много чего еще. В базах операторов хранятся десятки петабайт данных о клиентах, и все они активно используются.
С помощью нейросетей собранная информация анализируется, а на ее основе компания определяет свою дальнейшую коммерческую стратегию. Какие тарифные планы лучше предлагать абонентам, где эффективнее размещать торговые точки, в каком месте нужно установить очередную базовую станцию. Основная мотивация оператора — больше зарабатывать и эффективнее тратить деньги.Посмотрим на конкретных примерах. Несколько лет назад компания «Вымпелком», которой принадлежит «Билайн», получила в свое распоряжение всю инфраструктуру «Евросети». Воспользовавшись базами «Билайн», компания определила места наибольшего скопления потенциальных клиентов и открыла свои салоны на месте тех торговый точек «Евросети», где это было выгодно. Эффект не заставил себя ждать — выручка от продаж повысилась на 107%.
По схожей схеме размещает свои салоны Tele2. А еще оператор открыто заявляет, что отслеживает перемещения своих абонентов. На основе популярных маршрутов Tele2 размещает свои базовые станции, чтобы связь ловила лучше и была непрерывной. Не отстает и МТС, используя абонентские данные во всем, начиная от разработки тарифов и заканчивая маркетингом.
Представители «МегаФона» такими откровениями делиться не спешат, но признают, что изучают паттерны поведения абонентов. Успешные тарифы линейки «Включайся», к примеру, были сделаны на основе анализа больших объемов данных. Нужно ли говорить, что выручка оператора от технологичных решений только растет.
Есть ли возможность избавиться от слежки?
На этот вопрос нет однозначного ответа. А все из-за особенностей слежки, которая, по мнению многих экспертов, никакой слежкой не является. Потому что данные, которые так кропотливо собирают операторы, передаются на обработку в обезличенном виде. Другими словами, оператор не знает, что условный Иван Иванов был в районе такой-то улицы такого-то числа. И что тот же Иван Иванов отправил за месяц 50 SMS и потратил 20 ГБ интернет-трафика. Есть лишь данные некого абонентам среди миллионов других.
Такой позиции по поводу слежки придерживаются далеко не все, но важны нюансы действующего российского законодательства. Прямо сейчас сбор и использование обезличенных данных почти не регулируется. Можно написать заявление вашему мобильному оператору и отозвать свое согласие на использование личных данных, однако храниться они у компании, в соответствии с законом Яровой, все равно будут.
Подписывайтесь на наш Яндекс.Дзен, чтобы не пропустить крутые статьи
Telegram-канал с лучшими скидками и оперативным обновлением новостей
Geekville во «Вконтакте» — наша группа со всем актуальным контентом
А кто за кем и зачем только не следит сейчас! И это нормально для компаний, которые хотят развиваться. И что хотят увеличить доходы — закон экономики. Другое дело — , если они передают (продают) личные данные пользователей сторонним организациям и лицам. Это уже преступление. Очень актуально выражение из фильма — «.. а ты не воруй !» Мне плевать, если кто-то за мной следит, а за мной нет криминала ! Пусть завидует.