Почему у турбины ветрогенераторов всегда три лопасти?

Почему у ветрогенератора три лопасти? Интересное
Большее количество лопастей незначительно улучшает КПД, но сильно увеличивает затраты.

Подавляющее большинство ветрогенераторов представляют собой вертикальный столб с тремя лопастями. Обычно они имеют мощность около 2 МВт, но некоторые ветряки могут выдавать до 16 МВт, как например построенный в Китае гигант MySE 16.0-242. Независимо от мощности и габаритов, большинство «ветряков» объединяет одно – их ротор оснащен тремя лопастями, которые вращают генератор внутри гондолы. Но почему только три? Почему не ставят больше лопастей, чтобы увеличить мощность и КПД?

Оптимальная конструкция

Основным требованием к роторам в больших силовых установках является устойчивость и уравновешивание сил, действующих на вал. По законам физики турбина с одной лопастью не сможет крутиться, как бы не старались инженеры. Лопасть нужно уравновесить, поэтому минимально возможной является конструкция с двумя лопастями. Ее преимущество заключается в небольшом весе и, следовательно, в более низких производственных затратах.

Поскольку обе лопасти сбалансированы, при эксплуатации небольших бытовых ветряков проблем с надежностью обычно не возникает. Однако если это крупный генератор, начинает проявляться так называемый эффект гироскопической прецессии, когда при вращении происходит незначительное смещение оси, что вызывает колебания и раскачивание лопастей. Это приводит к ускоренному износу и росту затрат на эксплуатацию станции. Тем не менее, на рынке есть несколько производителей, серийно выпускающих двухлопастные ветрогенераторы мощностью до 300 кВт.

Ветрогенератор 3 лопасти

Оптимальный дизайн

При трех лопастях гироскопическая прецессия не возникает, при этом конструктивные требования к ветрогенератору особо не повышаются. С точки зрения общей производительности четырех- или шести-лопастные ветряки могут быть мощнее, но в этом случае опять-таки повышается нагрузка на механические части. Давление ветра, которое действует на большую площадь лопастей, требует как более прочной оси редуктора, так и усиление мачты ветрогенератора.

Результатом будет гораздо больший вес всей конструкции с более высокими затратами, как на производство, так и на эксплуатацию. При этом КПД не увеличивается линейно с добавлением лопастей – шестилопастный ветрогенератор не выдает в два раза больше энергии, чем трехлопастный. Здесь действует так называемое правило Беца, согласно которому КПД энергии ветра составляет 59.3%. Трехлопастные силовые установки имеют практический КПД около 48%, т.е. около 80% от возможного максимума.

Большее количество лопастей также ограничивает максимальную скорость ветра, при которой может работать установка. В то время как для трехлопастной турбины она обычно составляет около 25 м/с, с шестью лопастями значение упадет ниже 20 м/с. Даже более высокий КПД не компенсирует потерь, вызванных принудительным отключением электростанции при более быстром ветре. Три лопасти также оптимальны с точки зрения уровня шума, такие генераторы разрешается использовать в наземных ветропарках, а не только в морских и прибережных зонах.

Оцените статью
Добавить комментарий