Firefox умирает. Почему главный конкурент Chrome больше никому не нужен?

0
398
views

Еще не так давно Mozilla Firefox боролся за звание самого популярного и функционального браузера в мире, но лучшие его дни позади. Доля стабильно сокращается из года в год, а злые языки поговаривают – в ближайшие годы проект и вовсе свернут. О причинах такого положения дел в издании Wired порассуждали эксперты и вот основные тезисы их дискуссии.

Поражение в конкурентной борьбе

В 2008 году на долю Firefox приходилось 20% рынка или полтора миллиарда человек – впечатляющие цифры, но сегодня как основное окно в мировую паутину браузер используют лишь 4%. На мобильных устройствах Mozilla тоже предсказуемо проиграл борьбу конкурентам, обладающим преимуществом предустановленного ПО – Google и Apple. Доля браузера на смартфонах смехотворна – 0,5%.

Потеря лидирующих позиций не могла не сказаться на бизнес-модели компании.  Вместе с долей рынка стремительно сокращался штат сотрудников, а значит и качество конечного продукта. Смертельный удар нанес Google Chrome, стремительно набиравший фанбазу с момента создания и на сегодняшний день отъевший 65% аудитории. В итоге в ренессанс Firefox не верят уже даже его создатели.

Зависимость от чужих поисковых систем

Сейчас, когда Гугл и Яндекс строят империю на доходах с рекламы, Mozilla зарабатывает на самих Гугле и Яндексе – те платят компании за установку их поисковиков в качестве решения по умолчанию. Выручка Mozilla в 2020 году составила 496 миллионов долларов, и на подобные поступления пришлись на 441 миллионов из них. В следующем году контракт с Google истечет, доля браузера упадет еще ниже, а значит Firefox просто обречен на постепенное снижение доходности. Причем попытки разработчиков создать другие собственные сервисы раз за разом терпят крах и являются прожиганием денег.

Утрата функциональных преимуществ

Потенциальная смерть Firefox – неприятная перспектива для интернета в целом, ведь движок браузера Gecko – единственный аналог используемым повсеместно Blink и Webkit, которые де факто идентично рендерят страницы и отличаются лишь в мелочах. Тем не менее, компания не смогла обрасти дополнительными конкурентными преимуществами, а их прошлые ноу-хау уже никого не удивляют.

Так ставка Mozilla на конфиденциальность в 2022 году выглядит как базово необходимый функционал, который уже есть в Safari, Brave и Vivaldi. К тому же приватность плохо соотносится со странными решениями вроде добавления рекламы в адресную строку. Если Mozilla устраивает роль нишевого продукта, то Firefox сможет продолжить существовать, но о битве за пальму первенства с Safari и Chrome речь уже не идет.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here