Сегодня мы часто слышим о прекрасном советском кинематографе, на фоне которого актуальное отечественное кино выглядит бледно. Действительно, институт цензуры в СССР работал на полную мощность, потому откровенно слабые фильма до зрителя не доходили даже если на них были истрачены государственные деньги. В то же время, эта цензура нещадно резала, а порой и клала на полку, картины, обладающие неоспоримой художественной ценностью. Причины для подобных действий могли быть самые разные, рассмотрим их на конкретных примерах.
«Сердца четырёх» (1941)
Легкая романтическая комедия – жанр беспроигрышный, потому «Сердца четырёх» запускали в производство с прицелом на зрительский успех. Но начавшаяся война спутала все планы: история о беззаботных молодых девушках и юношах совсем не ложилась в канву провозглашенного героического кино, поднимавшего народ на подвиг. Секретарь ЦК ВКП(б) Андрей Жданов так яростно разнес развлекательный характер фильма, что о широком экране речь не шла – тут бы головы авторской группы не полетели. Тем не менее, спустя четыре года запрос на подобные истории возобновился. «Сердца» достали с полки и фильм триумфально промаршировал по кинотеатрам страны, только что пережившей катастрофу.
«История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж» (1966)
Авангардизм и новаторство Андрея Кончаловского власть кое-как терпела, но, когда дело коснулось изображения деревни, не выдержал уже и простой народ. Мастер отказался от привычного для крупных лент в те годы звездного ансамбля артистов и снял полудокументальную ленту, запечатлев судьбы и истории настоящих деревенских жителей. Внезапно оказалось, что жизнь в колхозах состоит не только из танцев и комсомольских собраний, но еще из недовольства, грязи и нищеты. Фильм так контрастировал с другими работами той эпохи, где деревня рисовалась раем на земле, что его раскритиковали сами селяне. Кончаловский отказался переделывать ленту, и киноначальству даже не пришлось сильно усердствовать, чтобы спрятать «Асю Клячину» на полку до 1987 года.
«Человек ниоткуда» (1961)
Полученный с этой лентой урок Эльдар Рязанов усвоил на всю жизнь, и больше свой сатирический дар к болезненным для общества темам мэтр не применял. История об обнаруженном в Средней Азии снежном человеке и его знакомстве с советским бытом была презентована в неудачное время. СССР, по мироощущению тогдашнего правительства, был образчиком коммунизма и шутки над глупостью и пороками народа, отправившего человека в космос, было неприемлемы. После нескольких камерных показов шквал критики со стороны главных СМИ чуть не стоил режиссеру карьеры, и в итоге фильм отправился на полку до 1988 года. А к моменту второго пришествия он оставался интересным разве что преданным фанатам Рязанова.
«Проверка на дорогах»
Алексей Герман снискал всемирную славу в первую очередь как скрупулезный реконструктор исторического контекста, тем забавнее факт – его дебютная лента легла на полку на 17 лет как раз за «неадекватное обращение с темой войны». За основу сюжета режиссер взял повесть своего отца, фронтового журналиста и писателя Юрия Германа. «Проверка на дорогах» показывала историю бежавшего пленного, который стал частью партизанского отряда, и поднимала вопрос об искуплении и втором шансе. Но даже почти спустя двадцать лет со дня смерти Сталина государство наотрез отказывалось считать военнопленных кем-то кроме предателей. Высокопоставленные друзья спасли карьеру Германа, но после этого ни один из снятых им в СССР фильмов не вышел на экраны своевременно.
«Долгие проводы» (1971)
Если на западе бытовая драма – лакмусовая бумажка, по которой можно оценить глубину таланта авторской группы, то в СССР фильмы о личных страданиях маленьких людей считались буржуазной пошлостью, на чем и погорела Кира Муратова. История об одинокой женщине, которую собирается покинуть любимый и единственный сын, была сочтена абсолютно пустой и не нужной, руководство затребовало баснословное количество правок. Муратова дала твердый отказ и совершила стремительное падение по карьерной лестнице – матриарха отечественного кинематографа уволили из Одесской киностудии за профнепригодность. Позже Кира переехала из Одессы в Ленинград и со временем вновь обрела признание.
«31 июня»
Музыкальная сказка – уж точно не тот жанр, который должен был вызвать повышенное внимание цензоров. Но поскольку ее события разворачивались в разных временных эпохах, на главные роли взяли артистов балета. Режиссер Леонид Квинихидзе считал, что их пластика лучше подойдет для демонстрации путешествий во времени, чем драматическое искусство. Артисты балета в те времена считались неблагонадежными гражданами, имеющими свойство не возвращаться с гастролей, и идея мало кому пришлась по душе. Тем не менее Квинихидзе лично согласовал каждого актера, фильм был снят и даже показан. Один раз. Перед крупномасштабным прокатом с гастролей не вернулся Александр Годунов – он попросил политического убежища в США.
«Отпуск в сентябре» (1979)
Было бы странно, если бы фильм, снятый по пьесе трагически погибшего в молодом возрасте Вампилова c Далем, актером не менее трагической судьбы, в главной роли, избежал тернистого пути к зрителю. Каноничная история о лишнем человеке в декорациях позднего СССР вышла настолько мрачной и безнадежной, что даже теплый прием фильма допущенными к просмотру критиками не помог. Тогда в стране все еще верили в магическую силу кино, способного давать надежду. И на таком фоне главный герой, которому все тошно, рушащий свое советское счастье каждым жестом и словом, был явно не к столу. В прокат лента пошла лишь семь лет спустя, а Даль умер вскорости после съемок.
Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы не пропустить крутые статьи
Группа Geekville Вконтакте со всем актуальным контентом