7 прорывных технологий СССР, которые не осилила российская промышленность

0
1250
views

СССР подарил миру не только первый полет в космос, АК-47, атомные электростанции и Тетрис. В некогда самой большой стране велось множество разработок по самым разным направлениям — от военной отрасли до бытовой электротехники. В этой статье мы собрали 7 наиболее интересных технологий, которые по разным причинам не раскрыли свой потенциал тогда и практически не используются российской промышленностью в наше время.

Электромобили

Первый электромобиль в СССР сделали аж в 1935 году. Это был мусоровоз, способный перевозить 2 контейнера с мусором общей массой 1800 кг. Разгоняться он мог до 24 км/ч, а проезжать на одном заряде — 40 км. Питание обеспечивали 40 аккумуляторов, которые запихали в деревянные ящики, весившие в сумме 1.4 тонны.

В 1939 году — появились первые троллейкары (грубо говоря грузовики-троллейбусы, которые могли питаться электричеством от проводов, а могли отцепиться от них, и ехать автономно). Их даже применяли для реальных задач — с 1941 года.

Из небольших электромобилей — первыми стали почтовые машины (разработаны в 1948 году, они разгонялись до 36 км/ч и могли ехать до 70 км). Вообще за свое существование в СССР придумали и протестировали кучу вариантов машин с электродвигателями, но реально прижились только троллейбусы с трамваями (если их можно причислить к электромобилям).

Лазерное оружие

Непонятно, почему сейчас мир так пугают лазерным вооружением — в СССР 2 экспериментальные лазерные комплексы под названием «Стилет», разработанные для противодействия оптико-электронным приборам противника, были еще в 1982 году.

Более продвинутую версию («Сжатие») выпустили в 1990 году. Предположительно, всего их сделали около десятка, но официально подтверждено существование только одной: сейчас она стоит в Военно-техническом музее в подмосковном Ивановском.

Интроцикл

Проще всего понять суть интроцикла по его фотографии. Если смотрели Саус Парк — наверняка видели такую штуку там, мелькало подобное устройство и в «Люди в черном 3». В СССР интроцикл собрал конструктор Эдуард Мельников в 70-х. По асфальту он разгонялся до 70 км/ч, по пересеченной местности — мог ехать до 20 км/ч.

Такие аппараты пробовали создавать и раньше — первый известный интроцикл представили в 1904 году в Италии. Но именно советский конструктор был одним из первых, кто довел технологию до ума. Правда, в серийное производство его наработки так и не пошли.

Поезд на магнитной основе

Главная фишка: ехал он очень тихо (по сравнению с «обычными» поездами и с метро). Разгоняться мог до 250 км/ч, а в перспективе — до 400 км/ч. По тогдашним проектам 1 км пути обходится в 3-5 раз дешевле, чем 1 км пути метро.

Первый запуск магнитного поезда провели в 1986 году в Раменском (Подмосковье), где построили 600-метровый кусок трассы. Но из-за развала СССР проект закрыли, и современные транспортные министерства почему-то ним не интересуются. А вот в Китае — такой проект реализовали, еще и в Японии испытывают полным ходом.

Советский «Умный дом»

СФИНКС (СуперФункциональная Интегрированная Коммуникативная Система) выглядел так:

Появился он в конце 80-х. Предполагалось, что СФИНКС сможет запускать нужные задачи на разных экранах (например, включать фильм в гостиной, аудиокнигу на кухне, мультик в детской). Даже про аналог Скайпа упоминали. Правда, тогда большинство функций вообще еще не существовали, и СФИНКС был просто красивой (на то время) упаковкой-фантазией инженеров и дизайнеров.

Летающий автомобиль

Полноценный образец построили в 1962 году. Летать высоко он не мог: по задумке по нормальной дороге авто должно было ехать на колесах, а воздушная подушка подключалась только для бездорожья.

Экспериментная «летающая Волга» (как ее тогда назвали) получилась крупной: 7.5 м в длину, и весом в 2125 кг. Что самое главное: лететь над поверхностью она реально смогла. Разгонялась в полете до 40 км/ч, но очень плохо управлялась: во время тестов дважды не смогла пролететь 170 м просто по прямой, не посбивав флажки, ограничивающие дорогу. И лететь получалось нормально только над ровной поверхностью, что и убивало саму идею: ведь изначально технологию задумывали именно для бездорожья.

Реактивный поезд

Реактивный поезд СВЛ с двумя двигателями от самолета ЯК-40, который мог разгоняться до невиданных на то время 249 км/ч, был построен в 1970 году. Он создавался для исследований, целью которых была задача выяснить, как ведут себя колеса и рельсы на высоких скоростях, поскольку тогда в Союзе не существовало жд-путей, способных выдерживать такие режимы.

Знания, которые помог получить реактивный поезд, использовались при создании скоростного электропоезда ЭР200. Он реально использовался для перевозок с 1984 по 2009 на маршруте Питер-Москва (а затем ему на смену пришел Сапсан). Сегодня часть реактивного поезда установлена как памятник на территории Тверского вагоностроительного завода, фотография которого завершает нашу статью.

В тему: 25 фото протестов в США, которые не показывают медиа

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here