Почему от музыки и кино бывают мурашки. Простое объяснение «кожного оргазма»

0
407
views

Любой человек хотя бы раз в жизни испытывал состояние эмоционального возбуждения, после которого волоски на коже встают дыбом, а по телу начинают бегать мурашки. Обычно это происходит при знакомстве с впечатляющими произведениями искусства — музыкой, стихами, или, например, во время мощных эмоциональных сцен в кинофильмах.

Давайте разберемся, почему по коже бегут мурашки и когда они появляются. 

«Гусиная кожа» с точки зрения биологии

Само явление «гусиной кожи», которое по-научному зовется пилоэрекцией, наблюдается не только у человека, но и у многих других животных. У пилоэрекции есть свое сугубо практичное и эволюционно обусловленное назначение. А точнее, сразу несколько. Во-первых, это реакция на холод. Стоящие дыбом волоски начинают задерживать прогретый воздух у поверхности кожи, сохраняя тепло.

Во-вторых, «гусиная кожа» — реакция на страх, то есть, на чувство опасности. Когда животное боится, то его шерсть становится дыбом, отчего само животное начинает казаться больше и опаснее. Это намек для хищника отправляться куда подальше и поискать более доступную добычу. Конечно, столько шерсти у человека сейчас нет, но наши далекие предки когда-то щеголяли роскошной растительностью. Лишние волосы исчезли, а механизм остался.

Но если с холодом и страхом все понятно, то как быть с эстетическими переживаниями? Почему эпичная сцена из фильма, красивое стихотворение или любимая музыка активируют уже не очень нужный, рудиментарный рефлекс, которому эстеты даже дали красивое название «фриссон»   

Эстетический триггер

Ученые провели немало экспериментов, чтобы это выяснить. Они прикрепляли к рукам подопытных камеры, призванные фиксировать любые физиологические изменения, а затем показывали различный контент. Изначально способность вызывать мурашки приписывали лишь музыке, но вскоре выяснилось, что это не так.

Мурашки появлялись не только от мелодий, но и от фильмов, стихов и других произведений искусства. Причем в ходе опытов стало понятно, что каких попало сцен для пилоэрекции недостаточно. Ее провоцировали лишь сюжетно обусловленные, кульминационные моменты, вызывающие у подопытного сильный эмоциональный отклик. В случае стихов это обычно конец строки или финал всего произведения. В музыке — эпичные моменты композиций, нарушающие определенный уровень музыкальных ожиданий. При просмотре кино мурашки гораздо чаще возникали в моментах, где лицо героя показывали крупным планом, сценах тяжело давшейся победы, героической смерти или встречи героев после долгой разлуки. 

Стало очевидно, что рефлекс срабатывает от сложной гаммы чувств, которую испытывает человек в конкретный момент времени. Это некое пограничное состояние, и в нем положительные эмоции переплетаются с отрицательными. Душевный подъем часто сопровождается светлой грустью, а на задворках чувства восторга часто маячит еще и страх. И этот страх, пусть он и не выражен настолько явно, воспринимается организмом как спусковой крючок для мурашек.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here