Количество лошадиных сил — одна из первых характеристик, которую обычно смотрят при выборе автомобиля. Но знаете ли вы, что вообще значит эта величина? Откуда она появилась? И правда ли, что условный автомобиль сможет перетянуть канат, если ради эксперимента привязать его к табуну из такого же количества лошадей, что и мощность двигателя машины?
Откуда вообще пошло измерение мощности в «лошадях»?
Из Англии конца XVIII века, а точнее — из 1782-1789 годов.
Именно тогда шотландский изобретатель Джеймс Уатт придумал паровую машину: двигатель, в котором вал крутился за счет водяного пара. А пар — получался от воды, которую кипятит паровой котел. Сам термин («1 лошадиная сила») закрепился чуть позже, в 1882 году.
До того времени в производствах использовались лошади, ослы и мулы: они поднимали грузы (например, в шахтах), крутили приводы у сельскохозяйственных машин, таскали за собой повозки.
А затем пришел Уатт, и предложил заменить «лошадиный» привод на паровой двигатель. Но для этого нужно было убедить бизнесменов того времени в том, что им надо полностью переоборудовать свои предприятия, и закупить новое, неизвестное раннее оборудование.
Дальше факты заканчиваются, и начинаются легенды.
Одна из самых устоявшихся говорит, что Уатт измерил «производительность» лошадей, которые работали на угольных шахтах. Он высчитал, что 1 лошадь в течение длительного времени может вертикально поднимать 75 кг. груза со скоростью 1 м/с.
Естественно, подобные замеры были усредненными и крайне примерными. Например, лошадь можно было взять разных пород (сильнее или слабее), и получить уже другие данные. А еще важнее, что лошади не могли выполнять такую работу непрерывно: их надо было кормить/поить, и менять для отдыха по мере изнеможения.
Кратковременно лошадь может развить мощность примерно в 13 раз больше «стандартной»: пустившись в галоп, или прыгая через барьеры. Но особых преимуществ это не давало, поскольку после таких рывков она теряла в производительности, и уже не дотягивала до тех самых 75 кг*м/с, а при промышленном производстве требовалось стабильность.
Поскольку паровой двигатель был лишен этих недостатков (мог работать 24/7, постоянно поддерживая одинаковую мощность) — Уатт и убедил промышленников перейти с эксплуатации лошадей на пар.
Что касается абстрактного спора о том, кто кого перетянул бы (лошади или машина с такой же мощностью): победили бы лошади, потому что:
- вес 1 лошади 400-600 кг, то есть табун из 75+ коней весил бы свыше 30 тонн, и обычная легковушка вряд ли просто не сдвинет его с места;
- лошадь способна практически моментально выдать пиковую мощность, тогда как двигателю автомобиля требуется время для раскрутки;
- кратковременно одна лошадь может развивать до 13 взрывных лошадиных сил, но долго поддерживать их существо физически не способно.
Актуально ли сейчас измерять мощность в «лошадях»?
Нет: еще в 1960 на XI Конференции по мерам и весам утвердили, что мощность должна измеряться в Ваттах (в честь Джеймса Уатта). А устаревший термин 1 «лошадиная сила» заменили на 735.5 Вт. В США и Англии принят чуть больший стандарт — 745.7 Ватт.
Тем не менее «лошади» до сих пор являются более привычным мерилом мощности двигателей, как минимум в нашей стране.
Подписывайтесь на наш Яндекс.Дзен, чтобы не пропустить крутые статьи
Telegram-канал с лучшими скидками и оперативным обновлением новостей
Geekville во «Вконтакте» — наша группа со всем актуальным контентом